Юбилей школы №33. Архангельск

 

Воспоминания

Получено 22 сентября 2011

Я хочу сказать спасибо всем, кто учил нас. 33-я школа всегда славилась сильным учительским коллективом. Но особенно часто вспоминаю свою первую учительницу - Галину Игнатьевну Сугрей, учителя литературы и русского языка Наталью Константиновну Григорьеву, историка Татьяну Александровну Петровскую и нашего замечательного классного руководителя Галину Юрьевну. Это учителя от Бога. Они многому научили нас. Уроки литературы вообще были всегда образцовыми. Мы, что называется, жадно ловили каждое слово учителя. То, что заложила школа, стало основой для всей дальнейшей жизни. Учителям низкий поклон. Это одна из самых трудных, но самых драгоценных профессий. Как жаль, что многие учителя уже ушли, а мы не успели сказать им спасибо.

Ольга Жерихина (ныне Кононова),

секретарь комитета комсомола школы в 1987-1989 гг.

=====================

Получено 10 июля 2011

Здравствуйте! Я училась в школе с 1973 по 1983 год в "Б" классе. У меня сохранились газетные статьи, но они в плохом состоянии. Может, есть возможность найти их где-то и сделать ксерокопию?

"Пионерская Правда" № 29, вторник, 12 апреля 1983 года. Статья о политинформации. И фото.
"...сделал эти снимки в 33-й средней школе города Архангельска. Политинформатора Серёжу Курчая он сфотографировал во время политинформации в отряде. А на перемене, словно продолжая тему политинформации, прямо в школьном коридоре выступала агитбригада политического клуба "Меридиан". На этот раз десятиклассники пели перед ребятами песни борьбы народов Латинской Америки." - это были мы...

Конец 1983 или начало 1984 года. Статья в местной газете, думаю, в "Правде Севера" или в "Северном Комсомольце". Называлась "Отряд дружных", из серии "Мы и подростки".
"Небольшой инструктаж инспектора Ломоносовского РОВД Надежды Николаевны Политовой - и ребята, разбившись на группы, уходят на очередное дежурство по микрорайону. Задача такая; навестить тех подростков, которые на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, проверить места, где чаще всего они собираются, посмотреть, не задержались ли на улице в это вечернее время младшие школьники. 20.00. Через два часа старшие групп вернутся в опорный пункт охраны общественного порядка, что на Стрелковой, 58, и доложат о результатах рейда. Все эти ребята из отряда "Юный Дзержинец" архангельской средней школы № 33. Подобные отряды есть во многих школах, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях. Главная цель их - воспитание несовершеннолетних в духе непримиримости к любым отклонениям от норм коммунистической морали, разъяснение им правил поведения в общественных местах, предупреждение озорства и правонарушений среди подростков, организационно-воспитательная работа с ними. В отряды "Юных Дзержинцев" входят учащиеся 8 - 10 классов. Работа у них - самая разнообразная. И прежде всего изучение основ советского законодательства, участие в занятиях лекториев и кинолекториев по пропаганде правовых знаний для несовершеннолетних. С этой же целью проводятся тематические вечера, лекции, конкурсы, беседы с сотрудниками и ветеранами милиции. Очень важная часть работы - наблюдение за порядком в учебных заведениях, общественных местах, где собираются дети и подростки. Много внимания уделяется стенной печати - ребята выпускают боевые листки и "молнии", сатирические газеты и фотогазеты. Юные дзержинцы не только словом воздействуют на своих сверстников, но и стараются найти им дело по душе - в спортивных секциях, общественных мероприятиях. А сейчас снова вернёмся к юным дзержинцам из 33-й школы. Их отряд - самый многочисленный в Архангельске, насчитывает семьдесят человек. Старший лейтенант милиции Н.Н. Политова говорит: - Эти ребята и девчонки - мои первые помощники. Работаю с ними почти четыре года. Одни заканчивают школу, на их место приходят другие, но энтузиазм не иссякает. К примеру, в прошлом году отряд возглавляла Ирина Коковина, ныне студентка Мурманского педагогического института. Инициативная и самостоятельная, она требовала того же и от сверстников. Её заместитель, а сейчас командир Алёша Буглак, продолжает дело столь же активно. А сколько ценных предложений они несут мне! Такой, например, был случай. Стали мы замечать, что у кинотеатра "Русь" подростки, не отличающиеся примерным поведением, обижают младших школьников. Я рассказала об этом дзержинцам. Через несколько дней прибегают они ко мне и докладывают; установили там дежурство. С тех пор возле кинотеатра всегда спокойно, но он остаётся нашим ;подшефным объектом". Это лишь эпизод, но из таких эпизодов и складывается очень важная и необходимая работа. Многое ли сделала бы я одна, без моих помощников! Разве могла бы со всеми трудными ребятами установить постоянные контакты. А теперь у каждого из них есть шеф. Привлекаем к своим делам и родителей подростков. Вот один пример. Неблаговидный поступок совершил ученик 8 класса Сергей К. Попал на учёт в инспекцию милиции. И наши ребята не оставили его без внимания. Дзержинец Алексей Буглак всегда рядом с ним, заинтересовал работой в отряде юных помощников милиции. Сейчас Сергей сам возглавляет подразделение дзержинцев в своём классе. Отряд "Юный Дзержинец" тесно связан с клубом "Спутник", что создан при домоуправлении № 19. Его хозяйка Надежда Валерьевна Илимурзина приветливо и доброжелательно встречает каждого, кто заглянул на "огонёк".. В клубе немало кружков, в занятиях участвуют многие школьники. А если кто-то не нашёл себе занятие в "Спутнике", ему помогают записаться в кружок или спортивную секцию других внешкольных учреждений города. Конечно, без внимания старших отряд дзержинцев школы № 33 не смог бы работать столь инициативно. Детский клуб самоуправления стал для отряда штабом; заместитель директора школы № 33 по внеклассной работе Т.А.Петровская помогает дзержинцам и советом и делом; заботами их постоянно интересуется Ломоносовский райком ВЛКСМ. И особенно повезло учащимся школы № 33 в том, что руководит ими старший лейтенант милиции Надежда Николаевна Политова. Педагог по образованию, воспитатель по призванию, она всей душой увлечена своим делом. Велико у неё стремление помочь каждому подростку разобраться в тех сложных вопросах, которые неизбежно подстерегают каждого человека в этом юном возрасте. И ребята ей доверяют, потому что видят: Надежда Николаевна верит в них, желает им добра. _ В конце прошлого учебного года, - с улыбкой рассказывает Надежда Николаевна, - несколько девочек из нашего отряда, десятиклассниц, говорят мне:" Хотим посоветоваться, что делать нам после школы". - "А к чему душа тянется?" - спрашиваю. Отвечают чуть ли не хором:"Хотим, как вы, в инспекции работать". И так на душе потеплело... Сейчас те девочки учатся в педагогическом институте. И многие сегодняшние дзержинцы мечтают продолжить дело своей воспитательницы. Это рассказ только об одном отряде, а ведь они есть в каждой школе. Так ли хорошо обстоит дело в других? - К сожалению, не везде столь отрадные результаты, - сетует руководитель клуба "Юный Дзержинец" областного Дворца пионеров и школьников Т.В.Кочебурова. - Руководители некоторых учебных заведений недооценивают эти объединения своих учащихся. Раньше работа с дзержинцами велась по районам. То есть каждый, как говорится, варился в своём котле, не было никакого обмена опытом. Сейчас картина иная. Во Дворце пионеров организован городской клуб юных дзержинцев. Здесь задумано создать "главный" штаб всех отрядов. Тогда можно будет наладить учёбу актива, проводить массовые мероприятия для дзержинцев всего города. В штаб начнёт стекаться информация о работе всех отрядов, отсюда на места пойдут конкретные рекомендации, советы. - Планируем мы, - говорит Т.В.Кочебурова, - провести областной слёт дзержинцев. Пусть ребята на нём расскажут о лучшем опыте, успехах и планах своих. Ведь как много полезного могут рассказать те жедзержинцы из архангельской школы № 33. Их отряд отличается особой целеустремлённостью, крепкой дружбой и готовностью в любой момент прийти напомощь тому, кто в ней нуждается. Г.Касева. "
Давайте пригласим на наш праздник и тех людей, которые прожили с нами бок о бок самые лучшие годы, которые так много сделали для ребят нашей школы! Я о Надежде Николаевне Политовой, Надежде Валерьевне Илимурзиной...

=====================


Стихи о нашем 10 Б

 

Ещё могу дотронуться до стен,
с учителем любимым встречусь взглядом...
Но не вернуть мне шумных перемен,
и не найти мне в этом виноватых.
Ещё могу по этажам пройтись,
по лестницам знакомым подниматься,
но скоро надо будет расставаться,
нас за порогом ожидает Жизнь.
А ваши чувства в нашу жизнь войдут
и вместе с нами будут неизменно,
а все обиды мелкие пройдут,
как будто тень, мелькнувшая мгновенно.
И если вы услышите о нас,
и если будет сказано недаром,
пусть перед вами встанет дружный класс,
и тронет сердце перезвон гитарный.

                         В.Антропова.(май 1983 год)

 

 

Нам наш Саша изменил:

10-А он полюбил,
сел в столовой к ним поближе.
Посмотри, какой бестыжий!
(частушка о Саше Гладышеве) весна-1983.

Игорь Шай у нас - оратор,
критик он и литератор.
Его хлебом не кормить,
только дай поговорить.
И, как вызовет учитель,
заведётся он, мучитель!

                                1983 г.

 

Мне снится сон, мой школьный друг, уже в который раз,
что мы с тобою входим в круг, где все танцуют вальс.
И уплывают годы вдаль, мы юные опять.
И школьный старенький рояль всю ночь готов звучать.
Твою записку (в две строки) с тех пор я берегу,
ты мне писал свои стихи у школы на снегу,
за мной ходил ты, словно тень, и тайно ревновал...
Но вот настал тот самый день - прощальный школьный бал!
И в жизни нам не раз пришлось экзамены сдавать.
И, если что-то не сбылось, не стоит горевать!

Судьба порой сильнее нас, и может от того,
ко мне во сне приходит вальс из детства моего!
 

                                                  (автора не помню)

=================

 

Моя школа…
    Осень 1971 года… Детский сад «Черёмушки»… Утро.  Смотрим в окошко старшей группы на втором этаже: множество ребятишек стекаются к новой школе… Как мы им завидовали тогда! Как нам тоже хотелось оказаться там, вместе с ними! И воспитательница, Татьяна Борисовна Верещагина, успокаивала нас, что очень скоро и мы станем первоклассниками… 

   И вот наше 1 Сентября, 1973 год. Отглажена форма, собраны портфели… У нас ещё были чернильницы и ручки, с «пипетками»… Линейка  на школьном дворе. Нас построили парами. И впервые мы переступили порог школы, ставшей для нас родным домом на долгие и самые счастливые 10 лет.

   Лидия Александровна Хромова – наша первая учительница. Сколько добрых слов мы не сказали ей в своё время! Уже тогда её педагогический стаж был более 30 лет. Сколько долгих часов просидела она с нами после уроков, добиваясь усвоения программы! Мои дети учились в другое время. Знаете, такого отношения к своей работе, как у учителей нашей школы, я больше никогда не встречала!

  В четвёртом классе русский язык и литературу преподавала Наталья Константиновна. Мы были влюблены в этого прекрасного педагога и человека! Хотя в первый день знакомства наш класс был охарактеризован ею как «зоопарк»! Мишка Триволин пил чернила из ручки, остальные просто «стояли на ушах». Уже потом мы читали классиков, учились писать сочинения… Даже в те годы нам разрешалось иметь собственное мнение! И Наталья Константиновна учила нас отстаивать его… Тоненькая, изящная – красивая женщина.

А Валька Антропова сочинение о Пушкине написала в стихах…

    Лидия Александровна Трофимова – наш учитель математики. Непонятных тем просто не было. Я и своих детей учила, вспоминая её уроки: «Перед скобкой знак мммминус, значит знаки в скобке -  мммменять!». Уже повзрослев мы могли в любое время отпроситься с её урока (причина не спрашивалась!), но ответить в этом случае нужно было всю тему… Лидия Александровна всегда очень элегантно одевалась. И любила напевать, стоя у доски: «Я – цыганский барон…». Ещё на её уроки нельзя было приходить с макияжем – умывала лично, под краном в туалете. Нарушители дисциплины могли лбом открыть дверь из класса (при этом урок продолжался без перерыва!). В те годы никто не обижался за это. Ведь наказание было заслужено! Математику в институты мы сдавали с лёгкостью! Знаете, вообще на экзаменах в институты никто из нашего класса не получил оценки ниже, чем в школьном аттестате.

      Алевтина Михайловна Жгилёва. Учила нас физике. Сразу рассадила по рядам по принципу: на этот ряд – те, кому физика никогда в жизни не понадобится; на этот ряд, те – кто уйдёт после 8 класса в ПТУ и техникумы; а на этот ряд – те, кто будет сдавать физику на вступительных экзаменах. Первому ряду достаточно было знать физику в пределах школьного учебника. Второй ряд особенно «напрягали» на практических работах. А наш ряд гоняли «по полной программе»: и самостоятельная подготовка тем, и доклады, и научные работы (сколько мы просидели в областной библиотеке!)…С физикой на вступительных экзаменах трудностей тоже не возникло ни у кого. Считаю это высшей оценкой работы учителя! У Алевтины Михайловны всегда была безупречная причёска. Мы, девчонки, гадали: сколько же времени занимает она ежедневно у нашей учительницы?

      Физкультуре нас учили Онищенко Татьяна Васильевна и Дербин Владимир Александрович. Почти весь класс занимался баскетболом. И самые лучшие воспоминания от поездок на областные соревнования! И ещё лыжи… Когда в жизни становилось невыносимо трудно, вспоминала слова моих учителей и ждала, что должно (обязательно должно!) открыться второе дыхание…

     В восьмом классе нашим классным руководителем стала Сапожникова Альбина Степановна. И учителем химии. Первое полугодие добрая половина класса закончила с двойкой по химии… Очень строгий и требовательный преподаватель. Мы долго привыкали к ней. А она к нам. Уже потом были совместные походы, подготовка школьных вечеров, комсомольских собраний… И ещё: Альбина Степановна душой болела за каждого из нас даже после окончания школы. Помню посылку с разными вкусностями, отправленную ею мне, когда я училась в Мурманском педагогическом институте и жила только на стипендию…

   Дорогие наши учителя – спасибо вам!
  
Ещё у нас был очень дружный класс. Нам было хорошо вместе все 10 школьных лет. Не каждый может сказать о своём классе такие слова. Мы гордились своими мальчишками, которые занимали призовые места в соревнованиях. Олежка Баранников – бессменный физорг, всегда подтянутый, весёлый. И баскетболом мы увлеклись с его лёгкой руки.

    Сергей Пьянков – независимый, всегда и во всём имеющий собственное мнение. Отлично играл на гитаре! Тогда мы все увлекались гитарой: занимались в клубе самодеятельной песни во Дворце пионеров, пели на домашних вечеринках и в походах. Вечеринки чаще всего проходили дома у Тани Гагариной.

( Танюша – наш комсорг, а потом и секретарь школьной комсомольской организации. Красивая девчонка, умница…) Накрывали стол, пели, шутили,слушали музыку, танцевали, потом встречали рассвет на набережной…

 В походы ходили часто.

    Заводилой во всех делах была Пителина Света.

 Она пришла в нашу школу в пятом классе. Бойкая, хохотушка! Председатель совета дружины школы, потом – ответственная за политический сектор в комитете комсомола школы. На этом фото (фото нет -админ.) они вместе с Таней Наберухиной. Танюшка отвечала в комсомольском оперативном отряде за работу с трудными подростками. У неё это отлично получалось! Она могла найти общий язык с любым хулиганистым пацаном нашего микрорайона. Помню, как Новый 1983 год мы встречали в компании таких вот мальчишек. Той ночью ожидался рейд милиции. Никак нельзя было, что бы наши мальчишки оказались задержанными…

    Старостой класса была Кузьмина Света. Неподкупный товарищ и отличная подруга! У неё дома мы с девчонками собирались на старый новый год погадать… Светланка пекла вкуснейшие торты!

    Ирина Добровольская. Умнейшая девчонка нашего класса! Однажды, прогуляв с нами до утра на набережной и (соответственно) не выучив должным образом физику, умудрилась вывести формулу «задом - наперёд»… Красавица, с отличным чувством юмора. 

    Валя Антропова – ранимый, тонкой душевной организации человек. Писала чудесные стихи! Зато физкультура давалась ей с большим трудом. Но она стоически бегала с нами каждое утро… Валькин дедушка, разведчик во время войны, рассказывал нам на классных часах о подвиге нашего народа…

    Я написала только о некоторых ребятах нашего класса. Поверьте, остальные все тоже отличные друзья! И каждый – личность с большой буквы!

     Ещё мы всем классом (чтобы кому-то одному не попало!) убегали в кино на новые фильмы. Ещё кто-то стибрил в поликлинике бланки с печатями справок для школы, и мы «болели» строго по очереди…Потом нас раскусили, ведь все лечились в разных поликлиниках, а справки приносили из одной. Да и очень уж чёткий график просматривался! Ещё – почти каждую неделю ходили в драмтеатр на новые спектакли (спасибо Наталье Константиновне!). Особенно любили постановки молодёжного театра-студии Панова… И сами ставили чудесные и смешные спектакли на школьных вечерах! Сценарий рождался мучительно. Затем общественная мысль набирала обороты, и всё доделывалось на одном дыхании: Серега Пьянков – художник, рисовал классные декорации, текст додумывали под общий хохот. Придумывали костюмы и макияж. Ночами не спали перед спектаклем! Так ставили «Руслан и Людмила» (на современный лад, конечно!) на осеннем балу в 1982 году…

      А ещё мы – дети своего времени, готовили комсомольские собрания и свято верили в идеалы… Зинаида Константиновна ( ? вот, забыла отчество…((((  ) Козицына, наш завуч, она же школьный комиссар, если так можно сказать. Совесть школы.

      Галина Николаевна Кляповская – директор школы, всегда поддерживала все наши (даже бредовые!) идеи. И защищала нас во время идейных баталий. Было и такое! А потом помогала устроить в детский сад уже наших детей…

     Кротов Борис Валерьевич – учил военному делу. И отношению к армии. Патриотизму. Совсем не модное сегодня слово! Своих сыновей я воспитывала, старалась воспитывать, так, как учил Борис Валерьевич. Мой старший сын – офицер, десантник, воевал во вторую чеченскую. Ещё один сын тоже недавно вернулся из армии. Спецназ. Горячие точки…

     У меня восемь детей. Трое – уже взрослые. Пятеро младших живут со мной. Самый старший– офицер. Дочка учится в Москве в институте на вечернем. А днём работает специалистом по развитию компании и обучению кадров в центральном учебном центре МегаФона. Третий сын – недавно вернулся из армии. Сейчас – главный автомеханик в транспортной фирме.

 Четвёртый – кроме школы учится заочно в московском физико-математическом лицее (отлично учится). Пятая дочка (у неё врождённый порок сердца, часто на домашнем обучении) – учится в художественной школе. Её рисунки занимают призовые места в нашей Тульской области. Шестая дочка – тоже отличница в школе. И двое малышей.

   Я никогда не мечтала о большой семье. Так вышло. Но всему хорошему, что во мне есть (почти как у классиков!), чем я делюсь со своими детьми, я обязана родной школе, нашим учителям. Детству, проведённому среди хороших друзей.

   Низкий поклон тебе, родная школа!

Ирина (Коковина)

Август. 2011

========================

 


 




Комментарии

 

Оставьте Ваш комментарий

Имя, Ник
Адрес Вашего учебного учреждения
Ваш e-mail
Адрес сайта
Ваш статус
Ваш комментарий
Ваша оценка54321
Код:
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»